Пресет или лут, что выбрать?

Что такое пресеты знают как фотографы, так и обыватели – пользователи Инстаграма (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ) и различных программ для редактирования фото. Ещё несколько лет назад огромной популярностью пользовалось приложение VSCO, где можно было сделать «тёплую ламповую обработку», благодаря встроенным пресетам. Но очень часто пользователи сталкивались с тем, что «пресет не ложится» на их фотографию и пытались докрутить его, чем еще больше отнимали своё время, а нужный результат всё равно не достигался.

 

В последние пару лет фотографы открыли для себя луты. Многие думают, что это аналог пресетов, но это абсолютно не так. Давайте разберемся, в чем же разница? Рассмотрим оба инструмента на примере применения в Adobe Lightroom.

Пресет, сделай мне красиво! 

Пресет – это сохраненный набор настроек для обработки фотографий. Находятся пресеты в Lightroom в левом столбце с надписью Presets. Собственно, и создаются они тоже в Lightroom.

 

Пресеты – отличный инструмент обработки, особенно хорошо они подойдут, если вы много снимаете в одной или схожих локациях при одинаковом освещении. При таких условиях вы можете обработать абсолютно все кадры с такой локации только одним щелчком мыши, поправите яркость, контрастность, уберете виньетку, можете даже выровнять горизонт и сделать необходимый кроп кадра. Вы можете сделать обработку на одном кадре, подвинув все ползунки, как вам нравится, а затем записать это в пресет и применять уже в последующих съёмках. После применения пресета все ползунки в вашей рабочей области сдвинутся также, как вы их двигали в первый раз.

 

Но если вы применяете пресеты на кадры, сделанные в иной локации и с иным освещением, то с огромной долей вероятности они не подойдут, и придется переделывать обработку, так как она была заточена под другие условия.

Пресеты в Lightroom

LUT is a new black

LUT (Look up table, или таблица преобразования) – по своей сути это матрица, где задана информация о соответствии одного цвета другому, то есть входные значения цвета (с камеры) будут преобразованы в выходные, желаемые цвета. Если, совсем упрощая, то, к примеру, можно задать такие соответствия: жёлтый = светло-жёлтый, синий = серый и т.д. Луты работают с цветом и тоном изображения, не затрагивая других настроек. В Lightroom луты находятся в правом столбце в разделе Profile. После применения лута вы можете спокойно докрутить ползунки яркости, контрастности, тени, света на ваше усмотрение, ведь они останутся нетронутыми. Также можно будет применить ваши сохраненные пресеты к текущему луту.

 

Создать лут в Lightroom нельзя, ведь изначально луты – это инструмент цветокорректоров, работающих с видео, и создаются они в специальных программах, например, в 3D LUT Creator, для пользования которой нужны определенные навыки и знания в области управления цветом.

Луты в Lightroom

Хватит слов, покажи фотки!

Чтобы не быть голословной, покажу наглядно, как работают с цветом луты, и чем отличается обработка пресетами и лутами. 

 

Работа с цветом с помощью лутов может быть намного более гибкой, чем работа с цветом в Lightroom. К примеру, на фото ниже я решила перекрасить тёмно-зелёную голову человечка в жёлтый цвет. На картинке показана обработка с помощью лута, где задана замена тёмного зелёного цвета на жёлтый. Посмотрите, насколько чистой получается обработка, как точно можно заменить цвет по сути в один клик.

Работа с цветом с помощью лута

Чтобы показать принципиальную разницу в работе пресетов и лутов, я взяла фотографию, обработала её (правила яркость, контрастность, экспозицию, баланс белого) и сохранила эту обработку в пресет (фото 1). Затем я обработала этим пресетом фотографию из этой же серии, сделанную практически в том же месте и с небольшой разницей во времени (фото 2). Пресет хорошо лёг, понадобилось только немного опустить экспозицию, так как в это время стало уже немного светлее.

"Фото 1", на котором я сделала пресет

"Фото 2" из той же серии, обработанное пресетом

Затем я взяла фотографию из другой серии, снятую в другое время, в других условиях - дома со светом от торшера и светом от окна (фото 3) и применила к ней данный пресет. Можно увидеть, что к этой фотографии пресет не подошел - всё стало желтым, появились слишком яркие и тёмные участки, картинка стала выглядеть более плоско (что мне в этом случае не нужно). Исправить, конечно, можно, но это может занять куда больше времени, чем просто понижение экспозиции, как в примере выше.

 

То есть этот пресет, который хорошо подходит для фотографий, снятых при мягком освещении, на рассвете или в пасмурную погоду, на улице не лёг на кадр, снятый в закрытом помещении с использованием искусственного света.

"Фото 3" из другой серии

А теперь давайте посмотрим, как справится лут с обработкой этих же двух кадров.

С небольшими правками экспозиции лут лёг на оба кадра, так как он работает именно с цветом и тоном, а не с другими параметрами. 

Подведем итоги

  1. Луты ориентированы на работу с цветом и тоном, пресеты могут охватывать более широкий спектр настроек, но не будут так гибко работать с цветом;

  2. Луты и пресеты НЕ взаимозаменяемы, более того – их можно использовать ВМЕСТЕ (можно записать в пресет применение какого-то определенного лута);

  3. Пресеты очень удобны для пакетной обработки фотографий, снятых в единых условиях, могут значительно сэкономить время обработки.

  4. Один и тот же лут может подойти для фотографий, сделанных в различных условиях (на улице при естественном освещении, в студии с искусственным светом и т.д.).

  5. Пресеты, созданные в Adobe Lightroom, могут применяться только в Adobe Lightroom (для ПК и мобильной версии), также есть пресеты и в других приложениях, но загружать пресеты из одного приложения в другое не получится. Луты же подходят для широкого спектра программ для фото- и видеоредактирования: Adobe Lightroom/Camera Raw (только версия для ПК), Adobe Premiere Pro, DaVinci Resolve, мобильные приложения для фото и видео Liit и VN и др.

  6. Пресет может сделать и сохранить любой пользователь Lightroom, в то время, когда луты, как правило, создаются людьми, работающими с цветом в специальном софте.

В целом, я не могу сказать, что какой-то из инструментов лучше или хуже другого. 

Если рассматривать обработку фотографий только инструментами Lightroom, то пользователь заведомо получает ограничения внутри инструментов. В Lightroom зашиты базовые коррекции, которые пользователь не может контролировать, и которые по умолчанию применяются ко всем RAW-файлам. При создании лута имеется более широкий диапазон настроек и инструментов, что позволяет менее "агрессивно" воздействовать на фотографию, но создавать более масштабные изменения.

Личный опыт

Я уже больше года обрабатываю свои фотографии лутами, пресетами пользуюсь ооочень редко (их у меня всего 3 в сохранениях). Для меня луты закрывают все мои потребности, зачастую я просто применяю лут и не правлю кадр дальше, так как грамотно сделанный лут может «лечь» на большинство фотографий, но, конечно же, это не панацея в обработке. Я действительно очень рада, что узнала про этот инструмент, но ещё больше рада, что мой муж увлекается цветокоррекцией и умеет создавать луты, которые мне нужны.

Посмотрите товары

Cinematic LUTs V1

Набор из 14 "киношных" лутов для быстрой обработки фотографий в 1 клик в Adobe Lightroom и Camera Raw

Посмотреть

Остались вопросы?

пиши в телеграм